27.09.2018

Сквозь призму времени

// Автор: Дмитрий БЕЛОУСОВ

№116-117 от 27.09.2018 

Когда, как ни в юбилей Липецкого района, поговорить об истории системы образования муниципалитета. Об основных вехах ее становления корреспонденту «СН» рассказала председатель комитета образования районной администрации Ольга Жбанова.

Так всё начиналось

– Как решалась задача ликвидации безграмотности в нашем районе в начале советской эпохи?


– Это было время тотальной перестройки общества и всевозможных экспериментов, коснулись они и сферы образования. Об условиях обучения достовернее всего говорят воспоминания учеников того времени. В музее Боринской гимназии сохранились воспоминания Буданцевой Натальи Семеновны: «Учиться было интересно, несмотря на трудности. Писали на грифельных досках, сидели за длинными столами по 6 человек, экономили каждый лист бумаги, чернила делали из бурака. Электрического света не было, учебников недоставало: один учебник на 3-5 человек или класс. Отопление в школе было печное».
Но именно тогда была определена структура школьного образования: начальная школа – 4 года, неполная средняя – 7 лет, полное среднее – 10 классов. Такая модель с небольшими поправками просуществовала до
1980-х годов. В 1936 году 1 сентября стало началом учебного года.
– Как система образования пережила военные годы?
– Во время Великой Оте-
чественной войны школа оказалась в чрезвычайно тяжелых условиях. Главной проблемой стала посещаемость школ, по району она составляла всего 43 процента. Не хватало учителей. Многие школы не были обеспечены топливом и работали с перебоями. Но партийные организации вели борьбу за качество учебы, за коммунистическое воспитание учащихся и полный охват детей всеобучем.
– Что было потом, когда страна вернулась к мирной жизни?
– В первые послевоенные годы трудности в образовании сохранялись. Лишь перепись 1959 года показала, что безграмотность населения искоренена. К 1962 году завершился переход на восьмилетнее образование. В 1970-х годах в школах района были созданы учебно-производственные бригады. В 1983 году школа Новой Деревни заняла 3-е место в областном конкурсе учебно-производственных бригад (награда – ГАЗ-52), в 1987 году 3-е место заняла школа села Частая Дубрава (приз – МТЗ-80).
На базе производственной бригады Ильинской школы в 1980 году прошел областной слет ученических производственных бригад. Тогда же в расписание средних школ вошел предмет «машиноведение». По итогам обучения в школах Новой Деревни, сел Частая Дубрава, Сухая Лубна, Сырское, Ильино, Боринское вместе с аттестатом выдавалось свидетельство тракториста-машиниста категории «С». В школах сел Боринское, Частая Дубрава, Новой Деревни профессиональное обучение сохранялось до 1997 года.
В районе открыты новые школы, развивается сеть дошкольных учреждений.

Новое веяние

– Что происходило со школой в 80-е?
– Восьмидесятые годы, думаю, запомнились, в первую очередь, тем, что в стране развернулось широкое общественно-педагогическое движение, выдвигались свежие идеи, определялись новые подходы к содержанию и организации образования, появилась «педагогика сотрудничества», внедрена концепция обобщения педагогического опыта на диагностической основе. Повысилась роль творческих групп, опорных школ в развитии учительской инициативы.
В это время школы района становятся базовой площадкой для факультета повышения квалификации Липецкого государственного педагогического института. Сырская школа внедряла модульно-блочную технологию и исследовательский метод, Частодубравская – проводила семинары по теме «Школа – центр воспитательной работы на селе». Боринские педагоги показывали наработки по проблеме «Развитие познавательного интереса у учащихся».
На занятиях факультета повышения квалификации директоры и завучи изучали систему методической работы Лубновской школы, на базе которой в 1984 году при участии педагога-новатора Шаталова Виктора Федоровича состоялся Всесоюзный семинар по организации школьного управления.
Ильинские педагоги стояли у истоков «Липецкого опыта». Под руководством доцента ЛГПИ Константина Александровича Москаленко они искали новые, более эффективные методики ведения урока. На базе Ильинской школы проведен Всероссийский педагогический консилиум с участием делегации из Института усовершенствования учителей Москвы.

В годы перестройки

– Школьная общественность бурлила. А что еще нового появилось в школе в эти годы?
– В 1982 году решением облисполкома введено обучение детей с 6-летнего возраста в 4-х группах Липецкой области, две из них – детский сад «Пчелка» и школа Частой Дубравы. Кураторы эксперимента отмечали хорошие результаты. Позднее группы для детей 6-летнего возраста были открыты в школах сел Косыревка, Сырское, Новодмитриевка, Ильино, Кузьминские Отвержки и Боринское.
С 1 сентября 1985 года в 9 классах началось обучение компьютерной грамотности. Первые компьютеры (12 – для учеников и 1 – для учителя) в районе появились в школе села Кузьминские Отвержки. С 1990 года учителя информатики этой школы проводят практические занятия для учеников 9 классов из других школ района. В 1992 году Кузьмино-Отвержская школа – одна из первых в области по преподаванию информатики с 1 по 9 классы.
Позднее Новолипецкий металлургический комбинат закупил 9 компьютеров для школы села Новодмитриевка.
– Если вспомнить лихие 90-е, как они отразились на школе?
– Это было время больших испытаний, перестроек и переустройств. Так, к примеру, с 1990 года в работе учебно-производственных бригад стала преобладать деятельность по поддержанию в порядке учебно-опытных участков школ. Площадь участка в школе села Сухая Лубна – почти 5 гектаров. Для обработки земли здесь имелись два трактора и необходимое прицепное оборудование. На участке возделывались овощные культуры, картофель, пшеница, проводились опыты, работала экологическая тропа. В 2002 году школа заняла 3-е место во Всероссийском смотре-конкурсе учебно-опытных участков.

День сегодняшний

– Как школы живут сегодня? Они успевают за временем, за тенденциями?
– Началом современного этапа в образовании можно считать 2005 год. Приоритетный национальный проект «Образование» кардинально изменил материально-техническое обеспечение школ. Пять школ района стали победителями проекта и получили по 1 миллиону рублей на развитие инновационной деятельности.
Деятельность администрации района направлена на качественное развитие образовательной системы.

Окончание на 4-й стр.
Начало на 2-й стр.

Большие финансовые вложения район направил на обновление зданий школ и детсадов. Созданы современные условия для оказания медицинской помощи детям. В 2007 году в школах сел Боринское, Кузьминские Отвержки, Хрущевка и Новодмитриевка появились медицинские кабинеты. Сегодня в образовательных организациях – 24 медицинских кабинета. Обновлены пищеблоки, заменено технологическое оборудование, отремонтированы и красиво оформлены столовые залы.
Расширяется база для занятий физкультурой и спортом. Проведен капитальный ремонт спортзалов школ сел Сенцово, Частая Дубрава, Хрущевка, Кузьминские Отвержки, Троицкое, Боринское, Ильино, Новодмитриевка. Построены спортивные площадки в гимназии села Боринское, детском саду «Петушок» в Копцевых Хуторах и в школе села Кузьминские Отвержки, где она предназначена для сдачи норм ГТО. Реализуется программа «Доступная среда». В Боринской гимназии и спортивной школе села Боринское, в школах сел Сырское, Ильино, в детском саду «Петушок» создана образовательная среда для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Главное богатство

– С какими результатами встречает 90-летие района система образования?
– В 2018 году система образования района представлена 28 учреждениями: гимназия, 13 школ, 11 детских садов и 3 учреждения дополнительного образования. В последние годы за счет реконструкции существующих зданий, строительства новых объектов создано 714 дополнительных дошкольных мест. Возможность посещать дошкольные образовательные организации впервые получили дети из сел Ленино, Воскресеновка, Крутые Хутора, Сенцово, Сухая Лубна, Сырское, Вешаловка, Студеные Выселки.
Но главное богатство, которое удалось скопить за эти годы, – педагогические коллективы, учителя. Все достойны уважения и теплых слов благодарности, и те, кто стоял у истоков, и те, кто поддерживал традиции, и кто сегодня входит в классы, чтобы поделиться с детками частичкой огня, который они понесут дальше по жизни. Желаю всем здоровья, долгих лет жизни, профессиональной самореализации и успехов.
#Источник: "Сельская нива"

Написать комментарий

Поля, отмеченные звёздочкой (*), обязательны для заполнения.
Допускаются базовые HTML-теги.

Яндекс.Метрика